Как будет развиваться сотрудничество тюркских государств во время геополитического шторма?

Казахстанский политолог подвел итоги прошедшего в Будапеште саммита Организации тюркских государств, сообщает Malim.kz.
- Нужно понимать, что в современную эпоху, когда геополитические плиты пришли в движение, государства начинают занимать прагматические позиции. И Организация тюркских государств – это организация, которая не является единственной суперприоритетной для своих членов.
Вообще все страны находятся всегда в нескольких блоках, и это абсолютно нормально. К примеру, мы говорили о том, что у Турции сразу несколько ключевых проектов, и Тюркский не на первом месте. Для Турции на первом месте неоосманизм, то, что они выстраивают по своему периметру, пытаются реставрировать подобие Османской империи и их притязание на Северную Сирию, это часть этой внешней политики.
Это панисламизм, в рамках которого Эрдоган пытается стать одним из лидеров исламского мира. Это евроатлантизм, когда Турция состоит в НАТО, тесно сотрудничает с Великобританией, Германией и налаживает отношения с Европейским Союзом. И пантюркизм, Великий Туран – это четвертый проект в иерархии Турции, в рамках которого она работает.
Точно так же для Казахстана есть Туранский проект, есть Евразийский проект, есть проект «Шелкового пути» в направлении Китая, есть отдельные отношения с англосаксонским миром, с Европейским союзом, со странами Персидского залива. Это тоже абсолютно нормальная многовекторная политика.
И страны налаживают, создают разные проекты для того, чтобы увеличить в первую очередь свои экономические возможности. Здесь суть в том же заключается, что в рамках ОТГ подписываются какие-то договоренности, но все члены, преследуя свои экономические и национальные интересы и также исполняя обязательства перед другими блоками, не спешат идеально на 100% с максимальной доброжелательностью выполнять эти проекты. И поэтому президент Токаев говорит о том, что нужно если мы подписали, давайте на 100% исполнять. Здесь он говорит следующее. Давайте мы подписывать только те договоры, которые не противоречат нашим сторонним обязательствам. И если они не противоречат, давайте будем умерять национальную гордыню и исполнять те обязательства, под которыми мы подписались. Наверное, это какие-то экономические проекты, строительные проекты, логистические проекты. Допустим, из Казахстана в направлении Турции, может быть, там чинятся какие-то бюрократические барьеры, может быть, это происходит на пути в Турцию через Азербайджан. То есть это накапливается сумма мелких противоречий, каждый из которых не стоит внимания президента, но которые в сумме, не становясь причиной для каких-то разборок двусторонних, тем не менее вызывают какое-то недовольство, потому что к президенту приходят справки о том, что то тут, то там, и вместе аналитическая обобщающая справка, что здесь я не думаю, что можно назвать одно конкретное событие, но это все накопительный эффект тысячи мелких порезов. Я думаю, что президент говорит вот об этом. Это первое.
Второе, что, конечно, экономическое сотрудничество тюркских стран, оно заключается в том, что Тюркский союз, он очень естественный. Хотя все там пытаются внешние акторы его изобразить как по какому-то расово-культурному признаку, но это не так. До создания ОТГ Казахстан, конечно же, сплетен узами регионального сотрудничества с Кыргызстаном и с Узбекистаном.
Казахстан начал сотрудничать с Турцией еще 30 лет назад, когда признала Турция одной из первых нашу независимость, когда наши туристы начали ехать туда, турецкие строители сюда, и здесь открылся университет султана Демиреля и КТЛ, наши начали покупать там собственность. То есть вот это все сотрудничество, оно естественно силу географического сотрудничества.
И оно продолжает развиваться. И поэтому, если сейчас внезапно закрыть ОТГ, мы ведь продолжим дружить с Узбекистаном и с Азербайджаном, потому что это естественный союз. И в этом смысле я думаю, что ОТГ – это просто оболочка для эффективного сотрудничества страны.
Конечно, кто-то, и я думаю, в первую очередь Турция, и отдельные ультрапатриотические слои в каждой из стран пытаются политизировать и представить ОТГ в виде какого-то мощного политического блока, но я думаю, что интересы стран сильно расходятся, что страны не хотят терять свою многовекторность и ломать какие-то свои другие проекты. Но в первую очередь Турция, она не откажется ради Турана ни от неосманизма, ни от панисламизма, ни от евроинтеграции. Поверьте, если это будет стать выбор НАТО или ОТГ, Турция выберет НАТО с вероятностью 90%.
Поэтому я думаю, что это просто развивается своим естественным путем, и проблем тут не возникает, и тут драйвером является не само ОТГ, а интересы самих стран. То, что нужно развивать средний коридор, это важно.
Я думаю, что уже в ближайшие десятилетия может оказаться, что окружность Южно-Китайского моря, а именно юго-восточные побережья Китая, Шанхай, Гонконг, Южная Корея, затем и находящиеся ниже страны Сингапур, Вьетнам, Малайзия, Индонезия и на подскоке Индия, это будет центр мирового развития, мировой экономики и вообще даже мировой политики и развития цивилизации, потому что именно эти страны способны найти баланс демократии и порядка.
Поэтому связывать эти страны сухопутно с Западной Европой, которая тоже сохранит определенные степени лидерства, и в то же время обеспечить Казахстану диверсификацию товарных направлений с Европой в обход России, что повышает нашу логистическую безопасность, это чрезвычайно важно.
Я думаю, что работа, конечно, исходя, как я уже говорил, наше экономическое сотрудничество естественное, определяется в первую очередь прагматическими соображениями, но это все может сплетаться. Очень хорошо, что совпадением является также такое этнокультурное положение, одинаковый менталитет, многовекторность, какие-то общие корни. Это снижает барьер вот этих межрасовых, межкультурных отношений.
предрассудков, которые существуют в мире. И поэтому, конечно, потенциал большой, чтобы страны поддерживали друг друга на мировой арене.
Фото: личная страница Газиза Абишева