Андрей Кукушкин: "Инвестиции в Алматинский горный кластер окупятся очень быстро"

Премьер Бектенов на днях заявил, что Алматинский горный кластер станет первым крупным проектом всесезонного туризма для Казахстана. Проект, несомненно, перспективный и, как ожидается, даст мощный толчок развитию отрасли туризма в целом. Но есть и скептики, считающие это очередным крупным прожектом, сообщает Malim.kz.
Генеральный секретарь Евразийского альянса горных курортов (ЕАГК) Андрей Кукушкин рассуждает о том, насколько реализуем этот амбициозный проект и что для его воплощения нужно сделать государству?
"Я уверен в том, что он реализуем. Это не какой-то однодневный проект, который вот так вот появился из ниоткуда. На самом деле, его много лет вынашивали и эксперты, специалисты по туризму. И именно в этом виде большинство экспертов, с которыми нам приходилось общаться, считают, что именно в этом виде он как раз имеет все шансы на то, чтобы быть реализуемым", - говорит Андрей Кукушкин.
Он напомнил, что Евразийский альянс горных курортов в прошлом сентябре в Алматы собрал большую международную конференцию, посвященную Алматинскому горному кластеру. Международные и местные эксперты были единодушны в том, что проект надо реализовывать.
"Его основная идея в том, чтобы соединить территории существующих флагманов горного туризма в Алматинском регионе – это горные курорты Шымбулак и Ой Карагай – с системой современных подъемников, причем таким образом, чтобы были станции пересадки во всех основных ущельях между этими двумя курортами, а таких ущелий очень много. Это и Кимасар, соседнее с Малоалматинским ущелем. Дальше ущелье Бутаковка. Дальше Катарбалакские ущелья.
В каждом из этих ущелий есть советские какие-то горные базы, которым не хватает внимания, денег, финансирования, но которые получат свое развитие, если система подъемников заработает. Как только поедет турист, за ним сразу последует бизнес с предоставлением услуг, сервиса. Всем туристам понадобится отдых, понадобится питание, транспорт и так далее. Так что, вместо двух отдельных курортов мы получим большой и серьезный регион катания.
Почему я думаю, что он реалистичен? Потому что его решено сделать грамотно и поэтапно. Сейчас первым шагом будет строительство и проектирование подъемника от Медеу до соседнего ущелья Кимасар. Как только этот этап будет завершён, то команда строителей и проектировщиков возьмётся за следующий этап. То есть мы не пытаемся объять необъятное и сразу пытаться строить весь этот большой масштабный проект.
Поэтапно, я думаю, он будет по силам, будет реализуем. И нужно это сделать действительно красиво и ответственно", - продолжил эксперт.
Андрей Кукушкин напомнил, что идея развития АГК в качестве крупного зимнего курорта витала в воздухе очень давно, и данный проект обсуждался более пяти лет. И сейчас государство сделало основные шаги, по крайней мере принято политическое решение, это уже очень важно.
"Сделаны и практические очень серьезные и необходимые шаги. Принято решение о том, как будут использоваться земли национального парка, так как планируемая система подъемников должна быть построена на территории национального парка и там свой особый режим хозяйственный и так далее.
На мой взгляд, принято очень правильное решение оставить все эти земли за государством. И сам проект на самом деле является в целом государственным. И реализовывать его будут структуры под надзором.
Поэтому и земли остаются в собственности и, собственно, сам проект идет под полным контролем государства, поэтому здесь уже можно исключать всякие инсинуации по поводу застройки гор частными коттеджами и так далее, того, кто будет собственником, в общем, хозяином будет государство. И это правильно", - подчеркнул он.
Для развития АГК необходимо создать инфраструктуру, которой, сейчас увы, нет.
"Что государство должно сделать? Выделить в полном объеме и в срок обещанные финансы. В презентации, которую мы видели, была сумма в 200 миллиардов тенге для строительства основной тяжелой инфраструктуры сезонного курорта, то есть этих подъемников. На самом деле, это не так много. Соседи в маленьком Кыргызстане сейчас строят два международных курорта, и там государство выделило на строительство подъемников сумму в 380 миллионов долларов. Это больше, чем та сумма, о которой мы сейчас говорим в данном проекте. Но главное, мы уверены в том, что эти инвестиции очень быстро окупятся. Они должны вернуться государству действительно очень быстро, потому что уже сейчас на подъемнике от Медеу до Шамбулака ежегодно проезжает полтора миллиона туристов, а в целом Шамбулак и Карагай обслуживают более двух миллионов туристов в год", - подчеркнул эксперт.
Он также высказал свое мнение по поводу возможных препонов при развитии Алматинского горного кластера.
"Все зависит от финансирования. Могут также быть препоны со стороны экологических активистов, которые могут выступать против. Хотя я лично считаю, что мы, строя АГК, делаем благо для природы. В Казахстане горный туризм становится очень популярным. При этом наибольшая нагрузка ложиться на Малое Алматинское ущелье. Тысячи и тысячи людей ходят по одним и тем же маршрутам, что оказывает сильное негативное воздействие на природу. И людей надо правильно распределить по территории кластера", - считает Кукушкин.
Поэтому уже сейчас есть такой туристический мастер-план: если ты приехал в Алматы, обязательно нужно подняться на подъемники от Медеу до Шамбулака. Если будет целая сеть подъемников, которые пойдут по красивым местам, я не сомневаюсь в том, что будет много и местных туристов-казахстанцев, желающих посмотреть , и международных туристов, которые захотят насладиться нашими прекрасными пейзажами", - резюмировал генеральный секретарь Евразийского альянса горных курортов.