Плов важнее гор? Почему Алматы стало транзитной точкой

Фотографии Алматы в туристических буклетах чаще всего сняты с высоты птичьего полета. Это неудивительно: с уровня человеческого роста город выглядит всё менее привлекательно. Кажется, Алматы сама уничтожает свои главные преимущества. Так, согласно опросу, проведённому United Research Technologies Group, 33,3 % казахстанцев считают, что главное в Алматы — это горы; 25,2 % — яблоки; 21 % — каток «Медеу». Однако, эти ассоциации, возможно, остались только в рекламе и литературе, ведь сегодня эти символы уже не ощущаются как часть города. Виной тому — «дикая застройка». Повышенная плотность зданий не только сужает городское пространство, но и заслоняет горные пейзажи. Алматы уже не «город у подножия гор» и не «оазис среди природы». Этой проблеме, в конце концов, пришлось уделить внимание самому главе государства. 3 июня во время встречи с акимом города Дарханом Сатыбалды президент поручил срочно внести в генплан запрет на строительство у подножий гор. На официальном языке — это поручение о запрете застройки. На практике — президент дал прямой запрет на освоение склонов гор. Предприниматель и специалист в области туризма Кенес Мадалимов отмечает, что туристическая инфраструктура Алматы становится не проще, а всё сложнее.
«Об этом часто пишут СМИ. Настроение туриста портится сразу же по прилету — грязные туалеты, навязчивые таксисты и прочее. Даже наши сограждане всё чаще используют Алматы как транзитный пункт. По моим наблюдениям, многие едут через Алматы не ради неё самой, а чтобы добраться до Иссык-Куля. Иностранцы же, остановившись на день-два, стараются скорее уехать в Ташкент».
По его словам, плотность города мешает туристам свободно передвигаться — хаотичные пробки могут разрушить любые планы. При этом город делает ставку на туристические районы, игнорируя саму городскую среду как её неотъемлемую часть.
Одна из главных проблем — стихийная жилая застройка. Недавний скандал лишь подтверждает это. 2 июля депутат Мажилиса Пономарев сообщил, что компания RAMS в Алматы реализует проект «Алматы парк» и планирует построить 40-этажный жилой дом между пяти 10-этажными зданиями на крошечном участке на пересечении улиц Сейфуллина и Тимирязева. В ответ Управление городского планирования и урбанистики заявило, что, несмотря на формальный запрет строить здания выше девяти этажей или 35 метров, в данном случае разрешение может быть выдано. Депутат напомнил о запрете, введённом Президентом на точечную застройку. Однако чиновники города признали, что общественные слушания по проекту не проводились — только спустя несколько дней после скандала.
Алматы, как самый богатый город страны, давно стал предметом споров и интересов бизнеса. И это, казалось бы, должно быть позитивным фактором. Но архитектурная политика и распределение земельных участков на протяжении десятилетий сопровождаются коррупцией, рейдерством и непрозрачностью. В итоге город всё чаще воспринимается как транзитный пункт для иностранных путешественников на пути в Узбекистан. По словам Кенеса Мадалимова, для многих туристов Алматы — это просто место на одну ночь перед «плов-туром» в Узбекистан. А ведь наибольший вклад в экономику вносят именно те, кто остаётся минимум на два дня. Кроме того, горные туристические объекты Алматы слишком дороги для массового туриста.


Самое читаемое
