Андрей Чеботарёв: "Сможет ли Казахстан создать терминал на Адриатике?"

Известный казахстанский политолог рассуждает о том, какие перспективы ожидать нашей стране по результатам саммита «Центральная Азия – Италия», сообщает Malim.kz.
- 30 мая в Астане пройдет первый саммит «Центральная Азия – Италия» с участием президентов стран региона и премьер-министра Италии Джорджи Мелони, которая посетит Казахстан с официальным визитом. Сам формат многостороннего сотрудничества центральноазиатских республик и Италии действует с 2019 года. До сих пор он проводился на уровне министерской конференции с участием министров иностранных дел. III Министерская конференция состоялась 29 мая 2024 года в Риме.
Италия стала первой из государств-членов Европейского Союза, которая начала взаимодействовать со странами Центральной Азии в данном формате наряду с самим ЕС. С 2023 года ее примеру последовала Германия. Предстоящий саммит станет 8-м в рамках многостороннего взаимодействия стран региона, начиная с саммита «Центральная Азия – Индия», который прошел 27 января 2022 года в режиме видеоконференции. Все это демонстрирует рост уровня международно-политической субъектности Центральной Азии и ее значимости для внешних акторов.
Следует также отметить, что в 2024 году объем товарооборота между Казахстаном и Италией составил $19,9 млрд., что на 24% больше по сравнению с 2023 годом.
Вместе с тем объем итальянских инвестиций в казахстанскую экономику за 9 месяцев 2024 года составил $7,5 млн., сократившись в 14,4 раза в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.
Италия к тому же является одним из ведущих торгово-экономических партнеров Китая в ЕС. В 2024 году объем товарооборота между ними увеличился на 1,1%. В связи с этим Италия проявляет интерес к развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который проходит через Казахстан. С учетом того, что Казахстан в последнее время выступает с инициативой по созданию своих терминалов в зарубежных портах, имеются возможности обсудить с итальянскими властями вопрос создания такового в порту Триест на Адриатическом море. Сюда, в частности, поступает определенное количество казахстанской нефти, которая потом направляется импортерам из Австрии, Германии и Чехии.
Фото: фейсбук