Гражданский активист о гибели пятерых детей при пожаре: "Именно государство виновно в том, что происходят такие трагедии"

В Казахстане на содержание в тюрьме одного преступника выделяется 700-800 тыс. тенге в месяц. На содержание одной кошки или собаки в приютах для животных тратится порядка 300 тыс. тенге в месяц. А на одного ребенка выделяется всего лишь около 15 тыс. тенге в месяц.
Многодетные семьи в первую очередь должны ощущать на себе заботу государства, а ее нет, говорит в интервью Malim.kz гражданский активист по защите нарушенных конституционных прав социально уязвимых слоёв населения, многодетных матерей, матерей-одиночек и людей с инвалидностью Канагат Шуменова.
…Гибель пятерых детей в результате пожара в Западно-Казахстанской области – это случайность или закономерность? В голове невольно возникают флешбеки из 2019 года. Тогда весь Казахстан потрясла аналогичная история. Тогда в Астане также погибли пятеро детей, пока родители были на работе. Истории как под копирку. Почему они повторяются и как предотвратить их в будущем?
- Канагат Токтауловна, если периодически случаются подобные трагедии, означает ли это, что проблема носит системный характер?
- Как вы знаете, у нас численность населения небольшая, всего лишь 20 млн человек. Для девятой по территории страны в мире, это крайне мало. И нам необходимо работать над увеличением численности населения. Нужно поощрять многодетные семьи. Вынашивая четырех и более детей, женщина отдает, в первую очередь, свое здоровье. Затем, если женщина вынашивает уже 3 или 4 ребенка, она продолжает ухаживать и за первым, и за вторым. Это огромная нагрузка на организм. Соответственно, государство должно оказывать всяческую помощь.
Но той помощи, которая есть сейчас, недостаточно. Поэтому родителям приходиться вкалывать днями и ночами, чтоб прокормить детей. А дети предоставлены сами себе. Так и происходят трагедии.
В первую очередь, семья должна быть обеспечена собственным жильем. И речь не идет о социальном жилье, построенным из дешевых материалов, где через год после сдачи в эксплуатации все течет и ломается, а потом требуется капитальный ремонт. Ребенок должен расти в нормальных, человеческих условиях. До качественного жилья для социально уязвимых слоев населения в Казахстане еще очень далеко. У меня есть много примеров, когда семьи страдают от плохих условий проживания.
- Но ведь государство выделяет бесплатное жилье нуждающимся, если встать в очередь.
- Ко мне обращалась многодетная мать, вдова Райгуль Каукенова. Два года назад похоронила мужа. Она 20 с лишним лет прожила в Астане. А значит, могла спокойно рассчитывать на бесплатное жилье от государства. Но квартиры от акимата она так и не дождалась. Очень долго стояла в очереди на жилье, лет 15. А потом ее имя в списке очередников и вовсе потерялось. В конце концов, нашлись добрые люди, то есть спонсоры и подарили ей жилье. Буквально месяц назад она получила собственную крышу над головой. И таких семей очень много.
Многодетные семьи в первую очередь должны ощущать на себе заботу государства. На сегодняшний день заботы нет. И пример тому - трагедия на западе страны. Это ужасно, это страшно. Потому что начиная с февраля 2019 года, подобные трагедии повторяются в третий или четвертый раз.
- Но ведь акимат заявил, что обеспечит жильем семью, пострадавшую в пожаре?
- А какой смысл в том, что государство только сейчас выделяет им жилье? Детей уже не вернуть. Надо было раньше это делать. Тогда бы возможно этой трагедии не случилось. А почему трагедия случилась? Потому что не было дома мамы. А почему мамы не было? Потому что семья не обеспечена.
У нас же выплаты на одного ребенка мизерные. Даже на содержание одного человека в местах лишения свободы государство дает порядка 700-800 тыс. тенге в месяц – на человека, который совершил преступление. Это огромная нагрузка на бюджет, на наших налогоплательщиков. На содержание одной кошки или собаки в приютах для животных тратится порядка 300 тыс. тенге в месяц. А на одного ребенка выделяется всего лишь около 15 тыс. тенге в месяц в среднем. Поэтому именно государство виновно в том, что происходят такие трагедии. Меры поддержки очень слабые. Хотя говорят, что у нас половина бюджета страны уходит на социальные нужды, а социально уязвимые слои населения не ощущают эту поддержку. На словах отчеты красивые, а по факту эти деньги до народа не доходят. Я считаю, что власти не извлекают из этих трагедий никаких уроков.
- Но в таких случаях в обществе говорят о том, что родители должны планировать, как они будут содержать детей, соответственно, чем больше детей, тем больше нужно работать. Разве не так?
- Нет. В жизни бывают разные ситуации. И не дай бог кому-то попасть в такое трудное положение, какое бывает у некоторых. Недавно мы обращались в госорганы по поводу одной семьи. Там второй сын Арман у них с инвалидностью с детства, то есть недееспособный. У него ДЦП 1 группы и фокальная эпилепсия. В декабре 2024 года ему исполнилось 18 лет, с этого момента государство прекратило все выплаты. Оказывается, есть закон, согласно которому нужно теперь через суд доказывать, что он инвалид с детства и недееспособный.
Естественно, родители пока подали исковое заявление, пока этот судебный процесс состоялся, пока вышло решение суда, пока эти документы дошли до социальных органов, выплату получили только в апреле. А декабрь, январь, февраль, март и апрель – пять месяцев – на что должен был жить этот ребенок? Помимо продуктов питания, ему необходимы средства для ухода. В апреле ему выплатили за 4-5 месяцев то, что положено, а мама оформленная как ухаживающая за инвалидом, ей ничего не выплатили, никакого пособия. И говорят, что не будет, даже не ждите!
У него постоянные судороги. Сейчас ему нужен препарат, который нужно наносить на икроножные мышцы и делать лечебную физкультуру, чтобы уменьшить судороги. Так вот, прием у врача стоит 300 тысяч в частной клинике. Вместе с процедурами посчитали и выставили счет 665 тысяч тенге.
Папа также сутками сидит возле ребенка. Повторюсь, таким детям нужен постоянный уход в течение дня. Его нужно поднимать на руки. Он не может кушать самостоятельно. А это значит, что родители не могут работать полный рабочий день. Это невозможно. Младший сын пойдет в школу в сентябре. Самое страшное – все пять человек проживают на 17 квадратных метрах. У них однокомнатная квартира общей площадью 35 квадратов. Родители потеряли всякую надежду на поддержку государства, которая ограничивается единовременными выплатами на праздники.
Слава богу, находятся добрые люди у нас. На Курбан айт по моей просьбе сотрудники министерства труда помогли семье Армана. Привезли продукты, мясо, помогли деньгами. Также на праздник они оказали помощь нескольким многодетным семьям из Косшы и Астаны. Бывают случаи, когда дети из многодетных семей не могут ходить в школу, потому что нет одежды и обуви. Ко мне постоянно обращаются по поводу лечения, приемов у врачей, операций срочных и по квоте детям. По мере возможности помогают люди. Но это разовая помощь, о которой постоянно приходится просить. Всем этим государство должно заниматься на системной основе. Тогда и трагедий, когда дети гибнут, пока родители пытаются связать концы с концами, будет намного меньше.
P.S.: По данным комитета противопожарной службы МЧС, в году в Казахстане зарегистрировано 11 549 пожаров; в результате погибли 326, травмированы 332 человека.
Темирлан Куспаев,
Malim.kz
Фото из личного архива К.Шуменовой


Самое читаемое
