"Эта утечка персональных данных - крупнейшая в истории страны" - эксперт

Специалист в области IT-технологий и информационной безопасности Евгений Недельский рассказал как уберечь личные данные от утечки, сообщает Malim.kz.
Вчера в открытый доступ попал массив персональных данных более 16 млн. жителей Казахстана. Утечка охватила данные от ФИО до номеров телефонов. И этот случай не единичный. Стало быть, пользователям Казнета пора задуматься о мерах безопасности.
Корреспондент Malim.kz попросил эксперта в области IT-технологий и информационной безопасности Евгения Недельского дать рекомендации нашим читателям о том, как обезопасить личную информацию.
"Эта утечка — одна из крупнейших в истории страны. Защита своих данных — не разовая задача, а постоянная практика. Чем активнее вы мониторите и укрепляете защиту своих аккаунтов и устройств, тем меньше риска попасть жертвой мошенников. Рекомендуется проводить регулярную проверку и не доверять первой информации по звонку телефона или SMS.
Живя в век цифровизации, с каждым годом проблемы с утечкой данных выявляются все чаще и масштабней. Совсем недавно, в начале июня этого года МВД РК и КНБ РК уже ликвидировали одну из преступных сетей за продажу персональных данных казахстанцев в интернете, было задержано около 140 человек. На постоянной основе вопрос защиты персональных данных поднимают и депутаты парламента Республики Казахстан", - отмечает эксперт.
Пока уполномоченные органы решают, как на 100% защитить персональные данные наших граждан, Евгений Недельский дает следующие рекомендации пользователям Казнета:
1. Проверьте, были ли ваши данные скомпрометированы.
Воспользуйтесь сервисом Nomad Guard или аналогичным сервисом в приложении «eGov Mobile», а также проверьте последнюю активность в «eGov», налоговых и банковских сервисах.
2. Усильте цифровую защиту своих используемых мобильных приложений и сервисов.
Настройте двухфакторную аутентификацию (2FA) во всех аккаунтах социальных сетей и государственных мобильных приложений, таких как eGov, Enpf, Damumed, e-Salyk и др. Не забываем и про банковские мобильные приложения (Kaspi, Halyk и др.), личные онлайн мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Facebook и др.).
Применяйте надёжные уникальные пароли или фразы, предпочтительно через парольный менеджер. Обновляйте операционные системы своих устройств до последней версии и используйте антивирусное программное обеспечение.
3. Будьте бдительны к входящим звонкам и SMS сообщениям.
Игнорируйте SMS или звонки, требующие указать ИИН, логины или коды — это может быть фишинг атакой. При сомнениях обсуживайтесь напрямую через официальные каналы и мобильные приложения услугодателей (например, горячие линии банков или проверенных источниках).
4. Регулярно мониторьте свои финансы в банковских, налоговых приложениях и сайтах.
Регулярно проверяйте банковские счета, кредитную историю, eGov-уведомления. Немедленно сообщайте в уполномоченные органы о любом подозрительном движении средств или уведомлениях.
5. Подавайте официальные запрос в государственные органы если ваши данные и информация о вас использовалась без вашего ведома.
6. Повышайте цифровую грамотность и кибергигиену.
Осваивайте основы кибербезопасности: избегайте сомнительных сайтов/приложений, фильтруйте ссылки, не устанавливайте программное обеспечение из неизвестных источников.
Темирлан Куспаев,
Фото: личный архив эксперта, hightech.fm

Самое читаемое
