Акимат Косшы провёл сомнительный тендер на 53 млн тенге в последние дни 2024 года

Новый аким Косшы нарушил закон о госзакупках, проведя тендер на 53 млн тенге в конце 2024 года, сообщает Malim.kz со ссылкой на Orda.kz.
11 ноября 2024 года Азамат Капышев стал новым акимом города Косшы. Уже 25 ноября местные чиновники обратились к депутатам областного маслихата с просьбой выделить 53 млн тенге из бюджета, чтобы рассчитаться с подрядчиком за уже выполненные работы. Депутаты просьбу поддержали.
Однако вместо оплаты задолженности 20 декабря власти Косшы провели новый конкурс госзакупок способом запроса ценовых предложений на 25,5 млн тенге, выбрав нового подрядчика — ТОО «КӨКЖАЛ». Компания предложила скидку в 52 %, снизив первоначальную сумму контракта с 53 млн до 25,5 млн тенге.
Проблема в том, что контракт предусматривал выполнение работ за 10 дней, что практически невозможно. Как и ожидалось, работы не выполнили вовремя. В мае 2025 года акимат подписал дополнительное соглашение, перенеся невыполненные работы на следующий год.
Непонятно, зачем город решил оплачивать уже выполненные работы новому подрядчику, если старый подрядчик, вероятно, будет требовать деньги через суд.
Заместитель акима города Косшы Нурлан Садыров объяснил позицию города.
«Почему вы считаете, что у нас задолженность? Она не подтверждена (вот только судебные разбирательства по этому поводу все ещё идут, а у прошлого подрядчика имеется письмо от акимата с подтверждением наличия задолженности — прим. ред.). Что касается 53 млн, мы просто бюджетную заявку направили, но в сентябре. Мы же не виноваты, что деньги дали в декабре. Мы рассчитывали, что в сентябре нам дадут деньги и мы будем до декабря обслуживать эту дорогу. Они пришли, соответственно, если противоречить заключению дополнительного соглашения, мы обязаны были провести закупки», - сказал Нурлан Садыров.
Но закон о госзакупках требует, чтобы срок выполнения работ был не менее 15 календарных дней. А этот тендер провели с 20 декабря по 31 декабря 2024 года. Кроме того, согласно спецификации работы должны были выполняться ежемесячно и ежеквартально на протяжении всего года, что невозможно было сделать за последние 10 дней декабря.
Примечательно также, что подобный тендер уже проводили в начале года, и часть работ выполнили, но не оплатили.
В областном маслихате подтвердили, что в ноябре 2024 года выделили 53 млн тенге на установку, монтаж и ремонт технических средств регулирования дорожного движения. Там подчеркнули, что деньги должны использоваться строго по назначению.
Однако замакима Косшы Садыров говорит, что работы нового подрядчика несложные.
«Там в основном работы по дорожным разметкам и по знакам. Там по светофорам работы не будет, просто обслуживают. Поэтому это несложная работа. Если будет в дальнейшем установка светофоров, допустим, новых или пешеходных, умных каких-то переходов, светофоров пешеходных, тогда мы это обязательно будем конкурсом объявлять».
Садыров также признал, что город испытывает проблемы с обслуживанием светофоров после смены подрядчика.
«У нас сейчас проблемы начались по светофорам из-за того, что там именно авторская (казахстанская — прим. ред.) программа стоит. Немного сложности она принесла. Ранее, когда другой подрядчик обслуживал, они сами приезжали, проводили наладку и регулировку».
отметил чиновник.
Он также сообщил, что акимат намерен отказаться от казахстанской системы управления светофорами в пользу российской программы «Мегаполис».
5 декабря 2024 года акимат Косшы попытался увеличить существующий контракт с подрядчиком ТОО «СМЭУ Астана» на 53 млн тенге, но почему-то соглашение не было зарегистрировано в Казначействе и потеряло юридическую силу. Параллельно 11 декабря 2024 года власти разместили новый тендер на эту же сумму, хотя дополнительное соглашение ещё официально не отменили.
Обычно такие закупки проводят через открытые конкурсы с высокими квалификационными требованиями к подрядчикам. Но в этот раз акимат решил изменить этот подход, выбрав метод предложений, где решающим фактором является низкая цена. В результате подрядчик получил контракт с огромной скидкой в 52 %.
Ранее городские светофоры были интегрированы с автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД) столицы, позволяя мониторить и регулировать транспортные потоки. Этим достижением даже похвалились перед президентом Токаевым в августе 2024 года.
Однако новый аким решил отказаться от этой системы, и с 2025 года светофоры в Косшы работают автономно.
Фото: freepik.com